17 ноября 2010 года в Москве, в зале коллегии Росавиации прошел ежегодный Вертолетный Форум Ассоциации Вертолетной Индустрии, участниками которого стали более 150 представителей компаний вертолетной индустрии и государственных органов управления отраслью на тему: «Модернизация вертолетной отрасли и внедрение инноваций».
С приветственным словом к участникам форума выступил заместитель главы Росавиации Владимир Дмитриев, в котором охарактеризовал состояние отрасли на сегодняшний день. Он отметил, что по состоянию на 25.10 2010 в реестре ВС ГА зарегистрировано 1872 вертолета отечественного производства и 265 вертолетов зарубежного производства.
На форум вынесено пять значимых вопросов: стандарты, налоги, поддержание летной годности, опасная среда деятельности (а мы оцениваем работу вертолетчиков как опасную) и слабое обеспечение в подготовке летных кадров. Все это мы планируем обсудить.
Конечно же, нам не справиться без государства. Ему как регулятору следует исполнять свои обязанности и привести среду, в которой мы работаем, в соответствие с современными стандартами, чтобы она была комфортной и безопасной. Но, конечно, эту работу должно вести не только государство, но и все вертолетное сообщество».
Среди участников Вертолетного форума — руководители Минтранса России, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, федеральных авиационных служб, а также руководители компаний вертолетной индустрии.
После приветственного слова от руководства Росавиации, вопросы совершенствования регулирования отрасли осветил начальник департамента авиационной промышленности Минпромторга РФ Юрий Слюсарь.
Надо сказать, что основные темы Форума начали обсуждаться за несколько месяцев до его начала. Так, его участники начали обсуждение государственной программы по осуществлению покрытия воздушного пространства России УКВ связью. Также от вертолетной общественности поступило ряд предложений по решению проблем поддержания летной годности российских вертолетов и обучению летного и технического персонала.
Илона Зиновьева:
Ассоциация Вертолетной Индустрии, являясь организацией, объединяющей ведущие компании вертолетной индустрии России, ведет постоянную работу по созданию благоприятных условий для функционирования отрасли. В настоящее время актуальным вопросом является модернизация вертолетной отрасли и внедрение инноваций.
Президиум правления Ассоциации Вертолетой Индустрии планирует проводить работу по введению налоговых льгот, снять таможенные ограничения на ввоз вертолетов, компонентов и запасных частей не производящихся в РФ весовых категориях.
А так же организовать работу комитетов:
— операционный;
— технический;
— экономико-аналитический.
Владимир Орлов:
Форум заведомо содержал в себе интригу. Например, хочется обратить внимание на выступление Андрея Шибитова в его новом качестве – замгендиректора по технической политике и производству «Вертолетов России». Он расскажет об инновациях в отрасли. Особый раздел – проблемы налогового регулирования, где также будет любопытные выступающие – предположительно, Сергей Ярковой , замгендиректора по финансам ОАО «Вертолеты России», и, точно, Артем Фетисов, коммерческий директор компании «Еврокоптер Восток». Вертолетное сообщество начинает обсуждать наиболее важные вопросы своего существования. Можно с уверенностью сказать, что еще 5-7 лет назад профессиональное сообщество лишь болезненно переживало свою разрозненность, потребовались годы, чтобы определиться с ключевыми проблемами, а теперь в отрасли уже вовсю обсуждаются вопросы по изменению самой системы. Но насколько эти изменения реальны можно будет судить хотя бы по выступлению заместителя генерального конструктора ОАО «МВЗ им. М.Л. Миля» Анатолия Никишова. МВЗ долгие годы с завидным постоянством остается мишенью для критики по этому вопросу.
На ежегодном Вертолетном Форуме Ассоциации Вертолетной Индустрии, участвовало более 150 представителей компаний вертолетной индустрии и государственных органов управления отраслью.
С приветственным словом к участникам форума выступил заместитель главы Росавиации Владимир Дмитриев, в котором охарактеризовал состояние отрасли на сегодняшний день. Он отметил, что по состоянию на 25.10 2010 в реестре ВС ГА зарегистрировано 1872 вертолета отечественного производства и 265 вертолетов зарубежного производства. В коммерческой ГА РФ на эту дату эксплуатируется 941 вертолет отечественного производства и 27 зарубежного, количество вертолетов, находящихся в частном владении составляет 143 машины (внесенные в реестр ГА). Средний возраст парка АОН вдвое меньше, чем коммерческого, и состоит он преимущественно из вертолетов зарубежного производства, доля которых в парке составляет уже почти 70%.
Владимир Дмитриев также отметил, что российская отрасль вертолетных перевозок сталкивается с дефицитом пилотов, численность которых в настоящий момент чуть более 2000 человек, а единственное государственное учебное заведение, занимающееся подготовкой летно-технического персонала – Омский летно-технический колледж ГА, в 2010 году выпустил всего 44 пилота, в 2011 году планируется выпустить 55 специалистов.
С докладом о перспективах инновационного развития отрасли выступил на Форуме директор Департамента авиационной промышленности Юрий Слюсарь. Он отметил, что инновационное развитие в области вертолетостроения – это сфера ответственности всех без исключения: Минпромторга России, ГК «Ростехнологий», холдинга «Вертолеты России», региональных властей, бизнес – сообщества, отраслевых научных и учебных центров, экспертных и общественных организаций. Миссия российского вертолетостроения состоит в обеспечении авиационной деятельности государства и удовлетворении спроса внутреннего и внешнего рынков на вертолетную технику военного и гражданского назначения.
Заместитель генерального директора ОАО «Вертолеты России» Андрей Шибитов представил инновационные решения в вертолетостроении, которые, по планам холдинга, смогут повысить конкурентоспособность российских вертолетов на мировом рынке. Предполагаемая программа инновационного развития разделена на 2 этапа, первый из которых продлится до 2013 года. На протяжении этого времени должен быть сформирован научно – технический задел по конкурентоспособным проектам и технологиям, создана корпоративная система управления инновационной деятельностью, начата реконструкция и техническое перевооружение производственной платформы. На втором этапе с 2014 по 2020 год планируется сформировать научно – технический задел для перспективной вертолетной техники, перейти на новый технологический уклад создать конкурентоспособную систему интегральной логистической поддержки и вывести на рынок новый «прорывной» продукт.
О механизмах экономической поддержки инновационной деятельности в вертолетостроении
На текущий момент механизм налоговой политики в вертолетной отрасли как механизм стимулирования инвестиционной деятельности отсутствует. У предприятий вертолетостроения, как и у предприятий других секторов, основным источником средств для реализации инновационных проектов является собственная прибыль. Вывод – налоговая политика должна стимулировать, с одной стороны, увеличение данного источника – собственно прибыли, с другой стороны, должна давать дополнительные механизмы, которые улучшают финансовые показатели инновационных и инвестиционных проектов.
Если говорить об имеющихся механизмах – их характеристиках и предложении по их корректировке, то, во-первых, в отсутствие в России эффективного механизма кредитования продаж остро встает вопрос о предоставлении существенных отсрочек покупателям нашей продукции. У нас на текущий момент нет другого механизма кроме кредитования за свой счет на время отсрочки. И здесь есть существенные налоговые ограничения, к примеру, проценты за данную отсрочку облагаются НДС. Ситуация достаточно неразумная, но тем не менее это есть в нашем законодательстве. Наше предложение: облагать доход за предоставление коммерческого кредита в пределах ставки рефинансирования Центробанка.
Другой важный момент: возмещение НДС при экспорте продукции так же на условии длительной отсрочки платежа. Сейчас нет эффективного механизма при продаже продукции за рубеж с применением длительных сроков отсрочки — экспортных агентств нет и при продаже нас очень сильно бьет НДС, потому что право по возмещению появляется, лишь когда мы получаем всю сумму по контакту. Соответственно, на длительных сроках существенно ухудшаются показатели любого проекта.
Да, в законодательстве решен вопрос с продукцией длительного цикла, к которым безусловно относятся вертолеты. Есть нормы, которые позволяют нам начислять НДС не в момент получения аванса за продукцию, а в момент ее отгрузки. Тем не менее, несмотря на присутствие такой льготы в законодательстве, предприятия реально слабо ее используют. Дело в том, что при действующем механизме налогового администрирования нам еще нужно доказать это право: мы должны обеспечить раздельный учет затрат на поставляемую продукцию по данной схеме и по другим вариантам поставки, что на практике для большинства предприятий нереально. Предложение ОАО «Вертолетов России» — упростить процедуру налогового администрирования, которая действует на текущий момент.
Касательно вопроса, связанного с продажей вертолета, есть момент заявительного порядка возмещения НДС. Да, у нас прописано это в законодательстве, но, к сожалению, там есть планка в 10 млн. рублей. То есть в льготную категорию попадают наши нефтянные гиганты и прочие сырьевые компании, но пока, к сожалению, предприятия вертолетостроения в эту категорию не попадают.
Говоря о налоговой политике в части стимулирования осуществления инвестиций: несмотря на то, что механизм действует в законодательстве с 2002 года, мы пока не знаем на текущий момент успешной практики применения данного механизма. На этапе модернизации и разработки новых образцов техники этот механизм мог бы обеспечить прирост инвестиционных возможностей холдинга.
По блоку «Государственная программа поиска и спасения, проблемы покрытия воздушного пространства РФ УКВ связью и пути их решения» перед участниками Форума выступил начальник Межрегионального управления Росавиации по ОВД и АКПС в Центральном федеральном округе Борис Алякритский. Он рассказал об итогах работ по обеспечению вступления в силу постановления РФ от 11 марта 2010 г. № 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации».
На Форуме были обсуждены проблемы поддержания летной годности российских вертолетов между Главным конструктором ОАО «Камов» Сулеймановым Шамилем, заместителем Главного конструктора ОАО «МВЗ им. М.Л. Миля» Никишовым Анатолием и компаниями эксплуатантами вертолетов. С докладом «Безопасность полетов и поддержание летной годности вертолетов ГА России» выступил руководитель аналитической группы 132 отдела ГосНИИ ГА Николай Осипов.
К сожалению, участникам Вертолетного форума не хватило времени для обсуждения все еще остающихся остроактуальными вопросов обучения летного и инженерно-технического персонала.