Loading
30.10.2016

Вертолетный форум определил вектор развития показателей качества вертолетной индустрии в России

Отечественная вертолетная индустрия является одной из самых успешных, а российские вертолеты и вертолетчики известны во всем мире. Будучи по своей природе комплексной и многогранной, вертолетная индустрия в России развивается с помощью множества людей, чья совместная работа позволяет сохранять лидерство отрасли. Одним из важнейших событий, задающих тон всей индустрии, является Вертолетный форум, ежегодно организуемый Ассоциацией Вертолетной Индустрии (АВИ).

В этом году уже 9-й по счету Вертолетный форум состоялся 25 ноября, близко к дате рождения великого отечественного конструктора – Михаила Миля, который вместе с Николаем Камовым стал родоначальником вертолетной индустрии в нашей стране. Генеральным спонсором мероприятия выступил холдинг «Вертолеты России», ныне объединяющий весь российский потенциал по разработке, производству и обслуживанию вертолетной техники. В роли устроителя мероприятия, которое состоялось в МВЦ «Крокус Экспо», выступила компания «Русские Выставочное Системы». Организация мероприятия получила высокую оценку со стороны его участников.

Каждый год Вертолетный форум фокусируется на одной важной теме. Тема форума в этом году – «Качество – основа безопасности полетов и экономики». Сегодня тысячи вертолетов марок «Ми» и «Ка» работают на благо развития России, обеспечивая транспортировку грузов и пассажиров, участвуя в строительстве инфраструктурных объектов, в нефтегазовом секторе, выполняя медико-эвакуационные и многие другие миссии. Производство вертолетов осуществляют пять вертолетных заводов, входящих в состав холдинга «Вертолеты России», обслуживанием и ремонтом вертолетов занимаются десятки различных предприятий, все они снабжаются сотнями поставщиков авиационного оборудования. Деятельность отрасли курируют Минпромторг, Минтранс, Росавиация, Росстандарт, Госкорпорация «Ростех» и другие организации.

Для наиболее эффективного и безопасного развития отрасли цепочка, связывающая производителей, поставщиков, операторов и сервисные компании, должна быть связана системой менеджмента качества, которая обеспечивает безопасность применения вертолетов и, как следствие, успешный рост и развитие российской экономики. Обсуждение организации этой системы активно велось и в рамках прошедших форумов, но впервые форум целенаправленно оценивал состояние дел в индустрии  с точки зрения решения вопросов управления  качеством.

Насыщенный рабочий график не позволил всем планировавшим участие присутствовать на Вертолетном форуме. Тем не менее форум собрал репрезентативный президиум: с приветствиями к гостям и участникам форума обратились Алексей Плужников – начальник отдела военно-технического и международного сотрудничества Минпромторга России; Олег Сторчевой – заместитель руководителя Росавиации; Валерий Кудинов – начальник отдела поддержания летной годности воздушных судов Росавиации. Также с приветственным словом к собравшимся обратился Михаил Казачков – председатель правления АВИ и Александр Калачев – заместитель Председателя правления.

Члены президиума в своих выступлениях обратили внимание на важность Вертолетного форума и своевременность повестки дня. Так, Алексей Плужников рассказал о том, что в программе развития авиационной промышленности Минпромторга России обеспечению качества уделено большое внимание, а работа над этим – огромный совместный труд большого количества людей, который требует максимального внимания и терпения.

Валерий Кудинов подчеркнул, что вертолеты российского производства имеют высокую конкурентоспособность на глобальном рынке, однако не обходится без упущений, таких как низкий уровень эксплуатации двигателей семейства ТВ3-117, над чем необходимо работать. Михаил Казачков обратил внимание на высокую посещаемость мероприятия – форум собрал 230 делегатов от организаций и предприятий со всей России.

 

Качество и безопасность – взгляд «Вертолетов России»

Первым докладчиком на форуме стал Андрей Шибитов – заместитель генерального директора холдинга «Вертолеты России» по производству и инновациям. В ходе подготовки к форуму концепция выступления от «Вертолетов России» менялись. По первоначальному замыслу выступление на тему «Система оценки результативности СМК и процессов с использованием показателей и критериев качества в холдинге «Вертолеты России» на этапах разработки и производства вертолетной техники» должен был сделать руководитель департамента качества холдинга «Вертолеты России» Сергей Дорохов. Тем не менее, в ходе подготовки к форуму стало ясно, что тема качества в контексте 9-го Вертолетного форума слишком велика, поэтому тема доклада охватила глобальные процессы обеспечения качества и по ней выступил заместитель генерального директора.

Андрей Шибитов представил доклад на тему «Подходы к обеспечению безопасности авиационной деятельности», который охватил не сколько процессы, проходящие в холдинге «Вертолеты России», столько всех участников авиационного бизнеса. Именно техника производства холдинга «Вертолеты России» составляет основу вертолетного парка нашей страны, отвечая за львиную долю авиационных работ, применяемых с помощью вертолетов. Для обеспечения качества и, как следствие, безопасности, холдинг «Вертолеты России» применяет собственную современную корпоративную систему менеджмента качества, отличительной особенностью которой является ее ориентация на более жесткие и требовательные стандарты, чем те, которые ныне заложены в российском законодательстве.

По словам Андрея Шибитова, это необходимо не только для развития российской вертолетной индустрии, но и для обеспечения российской технике конкурентоспособности на мировой арене, где главными ориентирами выступают требования Европейского агентства авиационной безопасности (EASA), Федерального управления гражданской авиации США (FAA) и Международной организации гражданской авиации (ICAO). Порой зарубежные стандарты являются единственными из существующих: так, в российской практике требований к вертолетам для оффшорных работ создано не было.

Совместно с другими предприятиями российской аэрокосмической промышленности, холдинг «Вертолеты России» реализует внедрение в России системы промышленного контроля органов по аккредитации и сертификации системы менеджмента качества ICOP (Industry Control Other Party). ICOP создана и контролируется Международной авиакосмической группой по качеству (IAQG) с целью глобальной гармонизации схем сертификации и признана ведущими мировыми авиационными, космическими и оборонными компаниями, а ее имплементация в России крайне важна для обеспечения качества. Андрей Шибитов рассказал, что возможность со стороны промышленности объективно контролировать и валидировать сертификационные органы позволяет добиться наиболее объективных оценок систем качества в промышленности. Немаловажно, что российские специалисты уже активно участвуют в международных контролирующих органах.

Важным аспектом СМК для холдинга «Вертолеты России» является работа с поставщиками. В отдельных случаях качество поставляемой ими продукции не соответствует заявленным требованиям, что приводит к дальнейшим рекламациям со стороны операторов вертолетной техники, работать с которыми вынужден холдинг, а не предприятие-поставщик, ответственное за не соответствующий заявленным характеристикам продукт. Андрей Шибитов отметил, что взаимодействие с поставщиками это сложный вопрос, содействие в котором зачастую оказывает Госкорпорация «Ростех», обеспечивая подписание необходимых документов, усиливающих ответственность поставщиков за качество своей продукции. Тем не менее, по словам Андрея Шибитова, в бизнес-практике подобное вмешательство со стороны головной корпорации должно быть сведено к минимуму, а поставщики сами должны быть заинтересованы в качестве.

Андрей Шибитов познакомил участников форума с функционированием СМК в холдинге «Вертолеты России». Основными критериями оценки ее результативности выступают такие параметры, как превышение установленных общими техническими требованиями ВВС показателей надежности и безотказности вертолетов, ежегодное снижение среднего количества рекламаций на один гарантийный вертолет, своевременное устранение дефектов и восстановление исправности в гарантийный период.

Требования к высокой безопасности авиационной деятельности в холдинге «Вертолеты России» закладывается уже на этапе проектирования вертолета или системы и сопровождают весь жизненный цикл изделия. Значительное внимание уделяется культуре производства, собственной системе управления безопасностью полетов (СУБП), lean-технологиям, а также подготовке летного и технического персонала.

Безусловно, применяемые в холдинге «Вертолеты России» подходы к контролю качества и безопасности авиационной деятельности находят отражение во всех областях вертолетной индустрии, где применяются вертолеты российского производства. Живой и интересный рассказ Андрея Шибитова вызвал большой интерес у аудитории 9-го Вертолетного форума, в ходе общения с которой он ответил на ряд актуальных вопросов.

 

Вопрос качества авиационных компонентов

Технический директор компании «Авиасистемы» Олег Болдин выступил с докладом на тему «Обеспечение качества авиационных компонентов при аренде, поставке и организации ремонта», осветив тему поддержания качества вертолетной техники во время ее эксплуатации. В своем выступлении он рассказал о компании «Авиасистемы» и ее опыте. Также он отдельно остановился на тех аспектах, которые поменялись при смене Федеральных авиационных правил (ФАП) 145 на ФАП 285, которые регламентируют техническое обслуживание гражданских воздушных судов.

В настоящее время в связи с нестыковками отраслевого законодательства сложилась ситуация, которая позволяет двояко оценивать необходимость предприятию-производителю иметь лицензионные документы для ремонта и обслуживания своей продукции. Согласно оценке Олега Болдина, предприятие обязано иметь разрешительную документацию на такой вид деятельности, а именно: сертификат соответствия выданный Росавиацией и лицензию на право ремонта компонентов, выданную Ространснадзором или Минпромторгом России. Поскольку ситуация требует более детального разъяснения, соответствующий вывод будет внесен в резолюцию 9-го Вертолетного форума, который вскоре будет опубликован на сайте АВИ.

Отдельно Олег Болдин остановился на процессе подтверждения аутентичности авиационных компонентов и борьбе с контрафактом. По его оценке сейчас на рынке присутствует колоссальный объем контрафакта, который негативно влияет на безопасность полетов. Среди проблем, влияющих на эту ситуацию, Олег Болдин отметил недостаточно оперативную реакцию со стороны производителя компонентов на запросы, а также высокие расценки на письма-подтверждения касательно аутентичности компонентов. Ситуацию усугубляет активная ротация компонентов в пулах авиазапчастей и различный подход операторов к порядку подтверждения аутентичности.

Для решения этих проблем со стороны «Авиасистем» предлагается привлечение ГосНИИ ГА в качестве контролера, а также ограничение участников пула на определенном этапе только крупнейшими игроками вертолетной индустрии, такими как НПК «ПАНХ», «Авиашельф», «Ямал», «ЮТэйр – Вертолетные услуги», «Лукойл-АВИА», «Газпром авиа», «РН-Аэрокрафт». Также предлагается разработка альтернативного способа проверки – тест-анализа, только по результатам которого компонент включается в пул запчастей.

Борьба с контрафактной авиационной продукций является одним из приоритетов АВИ. В частности, эта тема обсуждалась на «Гидроавиасалоне-2016» в рамках круглого стола «Контрафакт – закон и практика», который позволил выявить и огласить наиболее острые проблемы наличия на рынке неаутентичных компонентов и наметить стратегию борьбы с этим явлением. Безусловно, обсуждение проблемы контрафакта будет продолжено на мероприятиях АВИ и в дальнейшем.

 

Внедрение лучших мировых практик в области качества

С докладом на тему «Актуальность и вопросы внедрения СМК в авиакомпании на базе стандартов серии ISO 9000 и с учетом федеральных авиационных правил» на 9-м Вертолетном форуме выступил Николай Кузнецов – заместитель директора по качеству авиакомпании «АНГАРА». Его доклад осветил вопросы качества работы авиакомпаний, эксплуатирующих авиационную технику.

В своем выступлении он проанализировал ситуацию с обеспечением качества в авиационных компаниях и сделал вывод, что не все предприятия, даже сертифицированные согласно Федеральным авиационным правилам, соответствуют требованиям глобальных стандартов. Среди очевидных проблем Николай Кузнецов выделил недостаточную согласованность между подразделениями и сотрудниками компаний, их разобщенность, разность в методах и подходах, сложную организационную структуру, ориентация на «быстрый» результат, нежелание анализировать причины проблем.

Процессы усложняются бюрократизацией, слабой автоматизацией процессов и недостаточной работой с кадровым ресурсом. В качестве примера Николай Кузнецов привел заимствование поощрительной системы времен СССР (отличник качества, производства и т.п.) некоторыми западными предприятиями, посчитавшими ее эффективной.

Эти и другие проблемы приводят к неприятным последствиям на авиапредприятиях, среди которых снижение «управляемости» предприятием, значительное количество повторяющихся замечаний, снижение уровня доверия к компании, ослабление рыночных позиций и ухудшение показателей безопасности полетов.

Подобная ситуация в сертифицированных согласно требованиям ФАП компаниях вызывает вопросы к самим правилам. Анализируя их в сравнении с общепринятыми стандартами семейства ISO 9000, Николай Кузнецов делает выводы об отсутствии в ФАП ключевых подходов и требований к управлению бизнесом на базе стандартов ISO 9001 / 9004, а также отсутствие в ФАП прямых требований о наличии у организаций СМК (ISO 9001).

Имея родственные требования к организации бизнеса, российские ФАП и стандарты ISO семейства 9000 различаются в ряде важных моментов. Так, в ФАП отсутствуют требования анализа внешний и внутренней среды, стратегического планирования деятельности, ее регламентации. Российские ФАП не предписывают мониторинг результатов функционирования СМК, корректирующие и предупреждающие действия, в них не заложен проектный подход, управление цепочкой поставок, работа с поставщиками.

Таким образом даже сертифицированное согласно требованиям ФАП, российское предприятие не обязательно будет отличаться эффективным менеджментом, способным обеспечить конкурентоспособность компании на рынке авиаперевозок.

Основываясь на этом заключении, Николай Кузнецов подводит итог, что СМК организации должна строиться на основе интеграции требований воздушного законодательства с обязательным учетом стандартов ISO 9001 / 9004 и требований операционного аудита безопасности Международной ассоциации воздушного транспорта (IOSA).

В качестве итога, Николай Кузнецов предложил проработать вопрос уточнения воздушного законодательства в части включения требований к СМК на базе стандарта ISO 9001, актуализовать устаревшую документацию по вопросам качества и инициировать разработку стандарта, устанавливающего требования к СМК операторов авиационной техники на безе ISO 9001 c учетом отраслевой специфики.

Мероприятия АВИ регулярно затрагивают вопросы авиационного законодательства, которое рассматривается как важная составляющая эффективного развития вертолетной индустрии. В связи с этим предложения гармонизировать российские ФАП с современными мировыми нормами нашли положительный отклик со стороны участников 9-го Вертолетного форума.

 

Преимущества эффективной СМК для авиапредприятия и его руководства

Логическим продолжением озвученных на 9-м Вертолетном форуме докладов стало выступление заместителя генерального директора НПК «ПАНХ» и руководителя Технического комитета АВИ Олега Худоленко на тему «Основные принципы и особенности создания и функционирования систем менеджмента качества в авиакомпаниях».

В ходе своего выступления Олег Худоленко продолжил разговор о международном стандарте ISO 9001, отметив что тот не столько говорит о качестве продукции или услуг, сколько дает рекомендации о построении системы эффективного менеджмента, который в конечном итоге обеспечивает обеспечение безопасности и получение максимальной возможной прибыли предприятием за счет повышения эффективности. СМК является неотъемлемым звеном такого менеджмента.

Олег Худоленко подчеркнул, что достичь желаемых результатов авиапредприятие способно лишь опираясь на способности и таланты своего руководства и работников; ни один внешний консультант не сможет комплексно решить проблемы компании. Таким образом, руководители предприятия на всех уровнях должны обеспечить единство целей и направлений развития, в их интересах создать условия, в которых сотрудники оказываются вовлеченными в достижение целей в области качества.

Говоря о самой СМК, Олег Худоленко подчеркнул, что та должна ориентироваться на потребителя и стремление превзойти требования потребителя. К слову, сами требования должны быть четко определены, также важно получить со стороны заказчика обратную связь о его опыте взаимодействия с компанией.

Важным постулатом в предлагаемом к массовому внедрению стандарте ISO 9001 выступает требование постоянного улучшения всех показателей, которое исключает возможность стагнации и замедления развития предприятия. Также этот стандарт предлагает механизм принятия эффективных решений, основанных на результатах анализа и данных о функционировании предприятия, что позволяют достигать желаемых результатов.

 

О пользе риск-ориентированного мышления

Директор подразделения по гражданской авиации Ассоциации по сертификации «Русский Регистр» Наталья Шушурина продолжила важную тему практического применения стандартов семейства ISO 9000, выступив с докладом на тему «Риск-ориентированное мышление (МС ISO 9001:2015) как основа обеспечения качества безопасности полетов».

В первую очередь Наталья Шушурина отметила позитивную, по ее оценке, практику, когда качество ставится первостепенно по отношению к безопасности, как прямолинейно-влияющий фактор. Ее выступление охватило тему риск-ориентированного мышления в том виде, в котором она описана в стандарте ISO, а также о совмещении СМК и системы управления безопасностью полетов (СУБП) в целях достижения лучших результатов в авиационной деятельности.

Совмещение СМК и СУБП в авиационных предприятиях видится как естественный и логичный процесс, ибо системы дополняют друг друга. Так, СМК фокусируется на производстве (продукте или услуге), а СУБП, – на безопасности, человеческом и организационном аспектах деятельности предприятия.

Новый стандарт ISO 9001:2015 подводит предприятия именно к такому сочетанию систем. Он позволяет организации применять процессный̆ подход в сочетании с циклом PDCA и риск-ориентированным мышлением с тем, чтобы согласовать или интегрировать свою систему менеджмента качества с требованиями других стандартов на системы менеджмента.

Наталья Шушурина рассказала участникам 9-го Вертолетного форума о риск-ориентированном мышлении, как о новом требовании стандарта ISO 9001:2015, которое фактически заменяет требование по выполнению предупреждающих действий из прежней̆ версии стандарта (9001:2008). Риск-ориентированное мышление подразумевает реализацию организацией̆ комплекса согласованных мероприятий и методов для управления и контроля рисками, влияющими на ее способность достигать запланированных целей̆.

Риск-ориентированное мышление базируется на оценке факторов внутренней̆ и внешней среды организации, на ее знаниях, на компетентности персонала в части выявления факторов опасности. Для риск-ориентированного мышления важна глубина коммуникационных связей̆ внутри организации и с заинтересованными сторонами, а также своевременность и непрерывность мероприятий управления рисками.

Подводя итог, Наталья Шушурина сделала вывод что риск-ориентированное мышление является основой̆ при выстраивании глобальной интегрированной̆ системы менеджмента организации, которая включает различные локальные системы.

 

Пленарное заседание 9-го Вертолетного форума завершилось интересным и увлекательным мероприятием — организаторы 10-й Международной выставки HeliRussia 2017 с помощью зала разыграли три бесплатных стенда. Победителями стали компании – F+E из Германии, а также российские «БЕТА ИР» и «АвиаСервис».

После завершения пленарного заседания, работа 9-го Вертолетного форума была продолжена в рамках заседаний двух секций на тему «Вопросы качества в технической эксплуатации вертолетов и экономика» и «Вопросы качества в летной эксплуатации и СУБП», где рассматривались и обсуждались индивидуальные вопросы обеспечения и повышения качества.

 

Итог

9-й Вертолетный форум охватил широкий круг вопросов обеспечения качества в авиационной деятельности. В ходе выступлений были затронуты все аспекты обеспечения качества для вертолетной техники, включая ее разработку и производство, обслуживание и применение, а также подходы к организации компаний-операторов, непосредственно занимающихся ее эксплуатацией.

Сквозными темами стали вопросы внедрения общепризнанных мировых стандартов в российское авиационное законодательство, а также стремление превзойти их. Подобные нововведения позволят добиться повышения качества и, как следствие, улучшение безопасности всей авиационной деятельности. Одновременно подобные практики позволят повысить эффективность предприятий и их конкурентоспособность на глобальной арене.

Презентации и доклады опубликованы в открытом доступе на странице Вертолетного форума. Также на сайте АВИ размещен фотоотчет по мероприятию.

В следующем году в Москве состоится юбилейный 10-й Вертолетный форум, работа по организации которого уже началась.

Category: Новости